MINI One Countryman 2010
MINI One Countryman (МИНИ Ван Кантримэн) - 5-дверный кроссовер класса «K1». Мировая премьера состоялась 2010 года на автосалоне в Женеве.
MINI One Countryman (МИНИ Ван Кантримэн) - 5-дверный кроссовер класса «K1». Мировая премьера состоялась 2010 года на автосалоне в Женеве.
В этом автомобиле все вертится вокруг цифры четыре. Это первый “MINI” с приводом на четыре колеса, длиной четыре метра, с четырьмя дверями и четырьмя раздельными сиденьями, рассчитанный на все четыре сезона. У меня, правда, пока не получилось прокатиться на все четыре стороны, так как демонстрация “Countryman” носила закрытый и даже несколько секретный характер. Но это не помешало нам проникнуться идеей нового кроссовера за два месяца до его официальной презентации в Гамбурге.
ЗНАКОМСТВО с четвертым (опять эта цифра!) и самым необычным представителем семейства “MINI” началось с мастер-класса по дизайну. Лектором выступал лично шеф-дизайнер “MINI” Герт Хильдебранд, который умеет излагать мысль ярко, точно и интересно. Но я бы предпочел в эти минуты оказаться не здесь, а в группе тех счастливчиков, которые первыми вышли опробовать кроссовер на испытательном полигоне. Из окон класса как раз было видно, как они рассаживались по машинам...
– Самая сложная задача состояла в том, чтобы машина, которую по понятным причинам нам следовало сделать существенно больше, осталась узнаваемой и сохранила стиль оригинала, – объяснял Герт, указывая то на картинки, то на установленный рядом полноразмерный макет “Countryman”.
Я автоматически записывал то, о чем говорил шеф-дизайнер. Про характерные только для “MINI” стилевые отличия, которые они называют “иконами”. Про похожесть “MINI” на маленького ребенка и вообще весь присущий этой модели антропоморфизм... Про “черную ленту” вокруг колесных арок, которая должна указывать на принадлежность модели к племени “4х4”... Про идею “световых островов” – фары и стоп-сигналы стоят словно сами по себе и не связаны никакими декорациями и линиями с прочими элементами кузова. Так делали очень давно и не делает теперь никто.
...А в этот момент на полигоне включили подачу воды, и смешные кургузые машинки, закамуфлированные желто-черным скотчем, стали лавировать между фонтанами, бьющими прямо из асфальта.
При создании кроссовера дизайнеры стремились полностью сохранить стилистику “MINI“.
– ...но самое главное – пропорции! – повысил голос Хильдебранд. – Нижняя половинка кузова “Countryman” крупнее и вытянута в длину, но за счет больших колес и коротких свесов смотрится миниатюрно – как подобает “MINI”. Нужный эффект дает еще и хромированная окантовка по периметру оконной линии. С одной стороны, она выделяет пассажирское пространство, с другой – как бы ограничивает его, сжимает в кольцо...
...Кто-то за окном, резвясь среди фонтанчиков, не удержался на треке. Машину потащило боком в одну сторону, дернуло в другую, но водитель как-то отловил ее и даже не задел оранжевые конусы.
– ...а больше всего сложностей доставила задняя часть и крыша! – Хильдебранд поймал кураж и отчаянно жестикулировал у экрана с очередным слайдом. – Если мы продлим корму как на обычном “MINI”, добавив пару дверей, и накроем все традиционной округлой крышей, у нас получится не машина, а такса! Но видите этот излом под крышей? Видите это маленькое оконце перед задней стойкой? Вам все это не напоминает шлем?
Центральный прибор перестал быть просто спидометром. Здесь сосредоточены все бортовые системы – телефон, навигация, аудио и т.д.
Мы закивали – действительно, смотрится как шлем. И машина на таксу даже не похожа!
Герт, выдержав паузу, перешел к “Countryman” в версии “Cooper S” и стал объяснять, почему тот лишился главной “иконы” – воздухозаборника на капоте. Честно признаюсь: эту часть истории я пропустил мимо ушей, поэтому не скажу, что случилось с “ноздрей”. Ведь на полигоне в тот момент можно было наблюдать зрелище, достойное увековечивания на “Youtube”. Какой-то хрупкий седовласый дедуля сел в “Countryman” и прошел трассу в таком экстремальном стиле, что впору было задуматься о настоящем гоночном шлеме...
Одной левой
КАМУФЛЯЖ не скрывал главного – на полигон пригнали самые мощные “Countryman” с полным приводом “ALL4” и ручной шестиступенчатой коробкой. Скотчем оклеили лишь некоторые декоративные детали, так как на предсерийных моделях они отличались от утвержденных для окончательного проекта.
Задание выглядело несложным – сперва нарезаем круги по короткой трассе, где нужно проезжать шпильки посуху, а среди фонтанчиков делать переставку. А затем, когда станут понятны реакции машины, нам разрешат выезд на скоростной трек, где все семь поворотов имеют различную степень крутизны.
При заказе раздельных сидений для второго ряда в салоне будет присутствовать балка с подсветкой, на которой можно закрепить любые полезные принадлежности или подстаканники.
Первые впечатления: я вижу, что нахожусь за рулем “MINI”, но не ощущаю этого в движении. “Countryman” настроен мягче и вдобавок ощутимо тяжелее “MINI” классического. Для кроссовера реакции весьма быстры, машина почти не кренится, но от той картинговой остроты, которой славится оригинал, здесь не осталось и половины.
Долго жму на кнопку DSC. Простое нажатие отключает электронную страховку только наполовину (остается активным тракшн-контроль), а длинное, по идее, приводит к полному отключению. О, автомобиль проснулся! Переставка делается пикантнее – резче отклик на поворот руля, четче ощущается стабилизирующий эффект при добавлении газа. И турбомотор теперь готов показать свой истинный характер – он легко срывает в пробуксовку все четыре колеса.
Заметив, что коллеги позади изрядно отстали, решаюсь потрюкачить – на короткой трассе есть один широкий вираж, где это можно сделать безопасно. Под сброс газа резко направляю машину на апекс. Задняя часть “Countryman” сначала вроде уходит в занос, но стоило добавить тяги, как машина перешла в нейтральное спокойное скольжение всеми четырьмя колесами. “Э, нет, так не пойдет, – обращаюсь я не то к себе, не то к машине. – Готовься: сейчас осажу левой ногой по тормозу перед самым поворотом, и ты поедешь у меня боком...”
Осадил. Только треть виража удалось пройти в широком заносе, после чего “Countryman” неожиданно выписал неуклюжий пируэт и замер. Вроде не ошибался: рефлекторно погасил разворачивающий момент, удержал машину газом... Но то ли полный привод здесь не совсем полный, то ли система стабилизации вмешалась в критический, как ей показалось, момент (она в самом деле это может) – в общем, выставился полным идиотом. Хорошо – без последствий.
Пять минут спустя стою на выезде на скоростную трассу. Вдруг открывается пассажирская дверь, и в машину подсаживается тот самый седовласый дедушка. Он улыбается, затем указывает на вираж, где меня развернуло, и, растягивая на финский манер слова, говорит:
– Я видел – у вас почти получилось. Но “Сountryman” создавали для водителей с обычной реакцией. Они не знают о специальных приемах. Они всего лишь ошибаются, заходя в поворот быстрее, чем надо, и затем докручивают руль или жмут на тормоз. Понимаете?
Я утвердительно киваю, и до меня наконец-то доходит, что мой неожиданный попутчик и есть тот самый Рауно Аалтонен – знаменитый гонщик, который в шестидесятых годах на “MINI” выигрывал раллийные чемпионаты, а теперь уже много лет сотрудничает с BMW.
Следующие круги по скоростной трассе я прокатился в постоянно нарастающем темпе, но без экстремизма, на что и намекал Аалтонен. И с каждым поворотом все лучше и лучше ощущалось главное достоинство “Сountryman” – надежность. В начальной фазе скольжения или заноса машина ведет себя мягко, не пугающе, а затем как-то сама выравнивается. Причем вторая критическая фаза стабилизации происходит настолько естественно и быстро, что “Countryman” перестаешь воспринимать как кроссовер с присущей ему ленивой реакцией – это машина с выверенными легковыми ездовыми манерами, и обращаться с ней надо не активно, а деликатно.
Для всех
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ “технический” мастер-класс многое прояснил. Поведение в целом является заслугой шасси – на “Countryman” оно во многом повторяет то, что применяется на “MINI”. Задняя подвеска – многорычажная, независимая. Передний привод симметричный, с одинаковыми полуосями, поэтому не возникает эффекта увиливания при разгоне. Шестиступенчатая ручная коробка снабжена карбоновыми синхронизаторами для всех передач – отсюда легкость и быстрота включения. А шестиступенчатый “автомат”, который станет доступен для всех бензиновых моделей, будет иметь четыре программы переключения, выбираемые опять же автоматически, исходя из команд DSC. В городских пробках коробка сама перейдет из нормального режима на плавный экономичный драйв, при скоростной езде будет задействована программа “Dynamic”, а в горной местности – алгоритм, наиболее подходящий для подъемов и спусков.
Особо в “Countryman” стоит отметить две вещи: новый 1,6-литровый мотор для “Cooper S” и систему полного привода “ALL4”.
Первый примечателен тем, что в нем BMW реализовала концепцию “TVD” – объединила передовой турбонагнетатель “Twin-Scroll”, бездроссельный впуск с изменяемой высотой подъема клапанов (“Valvetronic”) и непосредственный впрыск. Этот двигатель развивает 184 л.с., но, как я понял из разговора с мотористами BMW, такая мощность для него – далеко не предел. Впрочем, и в стандартном варианте он хорош – отклик моментальный, убедительная ровная тяга, вплоть до самой отсечки, и никаких турбоям.
Система полного привода “ALL4” отличается от другой разработки баварцев – “x-Drive”. Последняя создавалась для заднеприводных машин и способна в мгновение подать на передние колеса излишки крутящего момента. “ALL4” тоже относится к типу подключаемых, но момент распределяется с передней оси к задним колесам с помощью многодисковой муфты. Как и “x-Drive”, привод работает в превентивном режиме по командам системы DSC. Но есть хитрость – пакет фрикционов зажимается не гидравликой и не электромеханикой, а простым и изящным механизмом самоблокировки. Небольшой соленоид, который дополнительно “дожимает” диски, выполняет здесь лишь регулирующую роль. Система получилась компактной, легкой, эффективной и умной. Еще до того, как автомобиль сорвется с места, на задние колеса для лучшего старта поступает половина тяги, а при скольжении передних – ровно столько, сколько требуется для восстановления сцепления. Вот почему “Countryman” даже при отключенной DSC так безопасен – программа стабилизации на самом деле продолжает воздействовать через полный привод “ALL4”.
Впрочем, преимущество полного привода на “Сountryman” вряд ли оценят в Европе – там всегда популярны версии попроще, а такие выпускаться будут только с передним приводом. Так что у баварцев на Россию особые надежды. Ведь неспроста их небольшой, но престижный кроссовер смотрится совсем не как дамская штучка. И шильдик “ALL4” на нем можно вольно перевести как “ДЛЯ ВСЕХ”.
Автор: Руслан ТАРАСОВ
Фото: фото “MINI”